Космические полеты не являются безопасными, и стремление исследовать последний рубеж сопряжено с огромным риском для астронавтов. Но действительно ли полеты в космос стоили людям жизни?
Да, в космосе погиб 21 человек, сообщил Найджел Пэкхем, заместитель директора НАСА по безопасности и обеспечению полетов.
Пять космических полетов – три НАСА и два Советского Союза – закончились гибелью людей. «Аварии обычно являются комбинацией необычных обстоятельств, ошибок оборудования, человеческих ошибок, политики и управления,» – говорит Джим Хермансон, профессор аэронавтики и астронавтики в Вашингтонском университете в Сиэтле.
Две самые смертоносные катастрофы связаны с полетами космических шаттлов НАСА. В январе 1986 года космический челнок «Челленджер» взорвался через 73 секунды после старта, в результате чего погиб экипаж из семи человек, включая Кристу МакОлифф, учительницу из Нью-Гемпшира, находившуюся на борту в рамках проекта НАСА «Учитель в космосе». Авария произошла в результате необычно низких температур на мысе Канаверал, из-за чего некоторые герметики ракеты потеряли гибкость.
«Горячий газ вытек наружу, сгорел в топливном баке и вызвал мощный взрыв,» – сказал Хермансон в интервью. По его словам, частично виновато и руководство, которое продолжило запуск вопреки предупреждениям некоторых инженеров НАСА.
Другая смертельная авария во время космического полета произошла в феврале 2003 года, когда шаттл «Колумбия» разрушился при входе в атмосферу, в результате чего погибли семь членов экипажа. До катастрофы шаттла Колумбия «повторный вход в атмосферу, спуск и посадка считались очень безобидными» частями космического полета, сказал Пэкхем, особенно по сравнению с чрезвычайно жесткими условиями запуска. Шаттл «Колумбия» получил повреждения во время запуска, когда откололся кусок пенопластовой изоляции, что происходило почти во время каждого запуска до и после «Колумбии», сказал Пэкхем, который помогал расследовать причины катастрофы. Но в этом случае пена ударилась о крыло шаттла, повредив его. Поврежденное крыло не выдержало высоких температур, которые оно испытало при входе в атмосферу, что привело к распаду корабля.
«Аполлон-1», хотя он так и не оторвался от земли, также входит в список смертельных аварий при полетах человека в космос. «Лично я не делаю различия между тем, произошло это на земле или нет,» – сказал Пэкхем. В конце концов, три астронавта на борту отправлялись в космос. Но в результате предстартовых испытаний внутри космического корабля начался пожар, в результате которого погибли три члена экипажа.
Четыре космонавта также погибли во время космических полетов. В 1967 году советский корабль «Союз-1» врезался в землю после отказа парашюта, в результате чего погиб находившийся на борту космонавт. Частично в этом виновата политика, поскольку это было начало космической гонки, и запуск был приурочен к политическому событию, хотя люди, принимавшие решение, знали, что он еще не готов, сказал Пэкхем. Команда управления полетами поняла, что возникнут проблемы с парашютами, как только космический корабль вышел на орбиту, добавил он.
В 1971 году три космонавта также погибли в результате аварии при разгерметизации. По словам Хермансона, этот инцидент – единственный, который произошел за пределами земной атмосферы. Как правило, «подъем и спуск – это самые опасные части,» – сказал он. Космонавты только что провели более трех недель на борту первой в истории космической станции, созданной Советским Союзом. Но когда они отбыли на Землю, в их космическом корабле произошла разгерметизация, сообщает НАСА. На них не было скафандров. (1)
Эти пять полетов были фатальными, но они не единственные, которые могли привести к гибели или причинению вреда людям, находившимся на борту, сказал Пэкхем. Его офис ведет учет аварий и близких к ним случаев – а их было гораздо больше, чем пять. (2)
По словам Пэкхема, сегодня в космос слетало около 650 человек, и это число будет расти благодаря увеличению числа коммерческих космических полетов. «Это никогда не будет без риска,» – сказал он. «Это то, что нужно, чтобы попасть в космос». Но понимание рисков очень важно. Именно над этим и работает команда Пэкхема: собирает данные и находит лучшие способы рассчитать точный риск, которому подвергаются астронавты. «Мы должны сказать им, каков шанс, что они доберутся до дома,» – сказал он.
Работает экологическим и научным журналистом более 15 лет. Пишет о науке, культуре, космосе и устойчивом развитии. Внештатный автор сайта «Знание – свет».