Кошачьи качества явно соседствовали с божественностью.
Древние египтяне славились своей любовью ко всему кошачьему. В артефактах с кошачьей тематикой нет недостатка – от огромных статуй до замысловатых украшений – которые пережили тысячелетия с тех пор, как фараоны правили Нилом. Древние египтяне мумифицировали бесчисленное количество кошек и даже создали первое в мире кладбище домашних животных, кладбище возрастом почти 2000 лет, в котором в основном похоронены кошки в удивительных железных ошейниках и ошейниках из бисера.
Но почему кошки так высоко ценились в Древнем Египте? Почему, согласно древнегреческому историку Геродоту, египтяне сбривали брови в знак уважения, оплакивая потерю семейной кошки? (1)
Согласно выставке 2018 года, посвященной важности кошек в Древнем Египте, проведенной в Смитсоновском национальном музее азиатского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, США, по большей части это почтение связано с тем, что древние египтяне наделяли своих богов и правителей кошачьими качествами. Кошки считались обладателями двойственности желательных темпераментов – с одной стороны, они могут защищать, быть лояльными и заботливыми, но с другой стороны, они могут быть драчливыми, независимыми и жестокими (2).
Древним египтянам из-за этого кошки казались особенными существами, заслуживающими внимания, и это могло объяснить, почему они строили статуи в стиле кошачьих. Большой Сфинкс Гизы, монумент длиной 73 метра с лицом человека и телом льва, является, пожалуй, самым известным примером такого памятника, хотя, по правде говоря, историки не точно знаю, почему египтяне взяли на себя труд вырезать сфинкса. Точно так же могущественная богиня Сехмет (также пишется Сахмет) изображалась с головой льва на теле женщины. Она была известна как защитное божество, особенно в переходные моменты, включая рассвет и сумерки. Другая богиня, Бастет, часто изображалась в виде льва или кошки, и древние египтяне считали, что кошки для нее священны (3, 4).
Кошек, вероятно, также любили за их способность охотиться на мышей и змей. Их настолько обожали, что древние египтяне называли своих детей в честь представителей семейства кошачьих, в том числе имя Митт (что означает кошка) для девочек, согласно Университетскому колледжу Лондона. Неясно, когда домашние кошки появились в Египте, но археологи обнаружили захоронения кошек и котят, датируемые 3800 годом до нашей эры (5).
Однако многие исследования показали, что эта одержимость не всегда была доброй и заботливой, и есть свидетельства более зловещей стороны кошачьего обожания древних египтян. Вероятно, существовали целые отрасли, посвященные разведению миллионов котят, которые были убиты и мумифицированы, чтобы люди могли быть похоронены рядом с ними, в основном примерно в 700 гг. до н.э. и 300 гг. н.э. В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Scientific Reports, ученые провели рентгеновское микро-КТ сканирование мумифицированных животных, одним из которых была кошка. Это позволило им подробно изучить ее скелетную структуру и материалы, использованные в процессе мумификации (6).
Когда исследователи получили результаты, они поняли, что существо было намного меньше, чем они ожидали. «Это был очень молодой кот, но мы просто не осознавали этого перед сканированием, потому что большая часть мумии, около 50%, состоит из обертки,» – сказал автор исследования Ричард Джонстон, профессор материаловедения в Университете Свонси в Великобритании. «Когда мы увидели его на экране, мы поняли, что он был молод, когда он умер,» – в возрасте менее пяти месяцев его шея была намеренно сломана.
«Это был шок,» – сказал Джонстон. Тем не менее практика принесения в жертву кошек не была редкостью. «Их часто выращивали для этой цели,» – сказал Джонстон. «Это было довольно промышленно – там были фермы, посвященные продаже кошек.»
Это связано с тем, что многие из существ были принесены в жертву богам древнего Египта, как ранее сообщила Мэри-Энн Поулс Вегнер, доцент кафедры египетской археологии в Университете Торонто. Это было средство умиротворить богов или обратиться за помощью к ним в дополнение к устным молитвам.
К сожалению, не совсем понятно, почему считалось желательным покупать кошек для похорон, но кажется, что есть тонкая грань между почитанием и безрассудной страстью.
Работает экологическим и научным журналистом более 15 лет. Пишет о науке, культуре, космосе и устойчивом развитии. Внештатный автор сайта «Знание – свет».