Небольшое затонувшее судно с ныряющим с поверхности ныряльщиком.

Eric Volto / Getty Images

Случайные кораблекрушения часто сопровождаются попаданием в окружающую среду токсичных материалов, которые сложно оттуда удалить. Кораблекрушения также часто происходят, когда корабль врезается в скрытые коралловые рифы, повреждая особо важные морские места обитания. Хотя многие кораблекрушения наносят ущерб морской среде, некоторые затонувшие корабли намеренно помещены под воду для создания новых мест обитания. Хотя некоторые критикуют преднамеренное потопление кораблей, исследования показывают, что «искусственные рифы» могут быть созданы в результате кораблекрушений при правильных условиях. Создавая новые места для жизни рыб и других морских обитателей, кораблекрушения могли бы помочь смягчить утрату рифовых экосистем.

Загрязнение и разрушение среды обитания

Когда корабли бросают в океане или тонут из-за серьезных аварий, они неизбежно влияют на окружающую среду. Когда большие суда скребут по морскому дну, они могут легко повредить более 3000 квадратных метров океанской среды обитания. Дополнительные, долгосрочные эффекты могут возникнуть из-за содержимого затонувшего корабля, такого как груз корабля, топливо и даже его краска. (1)

Кораблекрушение круизного судна Sea Diamond

В 2007 году круизный лайнер MS Sea Diamond сел на мель на вулканическом рифе в Эгейском море. Менее чем через день корабль затонул в древней подводной кальдере Санторин.

На борту потерпевшего кораблекрушение Sea Diamond находилось около 1,7 тонны батарей и 150 телевизоров с электронно-лучевой трубкой. Вместе эти промышленные товары и судовое электрооборудование содержат около 80 граммов ртути, 1000 граммов кадмия и более 1 тонны свинца. Другие тяжелые металлы, такие как медь, никель и хром, присутствуют в корпусе затонувшего корабля. Со временем эти тяжелые металлы попадут в окружающую морскую воду или превратятся в соли, которые могут загрязнить песок внизу. (2)

В то время как низкие концентрации тяжелых металлов встречаются в морской воде естественным образом, исследование района кораблекрушения Sea Diamond через три года после того, как круизное судно село на мель, обнаружило концентрации свинца и кадмия, которые превышают безопасные пороговые значения, установленные Агентством по охране окружающей среды. Учитывая время, необходимое для коррозии металлов, авторы исследования прогнозируют, что концентрация тяжелых металлов в этом районе будет продолжать расти. (2, 3)

Sea Diamond сегодня остается под водой, где продолжает наносить ущерб окружающей среде. Критики говорят, что несмотря на наличие заграждения от загрязнения, этого недостаточно, чтобы уменьшить ущерб, нанесенный кораблекрушением. В декабре 2019 года правительство Греции начало продвигать проект по удалению обломков, прежде чем через несколько недель незамедлительно прекратить все усилия. (4)

Кораблекрушение контейнеровоза Rena

В октябре 2011 года контейнеровоз, известный как MV Rena, сел на мель на рифе Астролябия у побережья Новой Зеландии. Вскоре после столкновения на 213-метровом корабле началась утечка нефти. Через четыре дня после кораблекрушения разлилось достаточно нефти, чтобы образовалось пятно шириной 5 километров. Нефть контейнеровоза убила около 2000 морских птиц и, вероятно, затронула еще 20 000 птиц. После разлива нефти командами спасателей из дикой природы было реабилитировано более 300 покрытых нефтью пингвинов.

В то время как разлив нефти в результате кораблекрушения MV Rena в целом был относительно небольшим, риф Астролябия, где произошло крушение, по-прежнему серьезно поврежден грузом корабля. Исследования этого района в годы после кораблекрушения обнаружили тяжелые металлы, нефтепродукты и токсичные химические вещества в отложениях рифа, окружающей морской воде и в морских обитателях. Хотя большая часть нефти была очищена или разложена в окружающей среде, загрязнители, хранящиеся среди судового груза, будут оставаться в окружающей среде гораздо дольше. Например, в одном из контейнеров на борту Rena находилось более 20 тонн гранулированной меди, которые навалились на риф Астролябия, когда корпус корабля разорвался. Медь, как известно, токсична для морской флоры и фауны, но ее мелкие частицы невозможно полностью очистить. (5, 6)

Сам корабль также оказывает продолжительное влияние на риф. MV Rena покрыт химической краской, используемой для предотвращения роста морских обитателей на судах и ухудшения их состояния. Хотя «противообрастающие» краски по-прежнему широко используются сегодня, тип химического средства для защиты покрытия, используемый MV Rena, включает трибутилолово, которое особенно эффективно в уничтожении морских обитателей. Противообрастающие краски были запрещены в 2008 году. Суда, уже покрытые трибутилоловом, такие как MV Rena, могут продолжать работать до тех пор, пока они не будут повторно наносить запрещенную краску, содержащую трибутилолово. По мере того, как MV Rena скользит по рифу, в окружающую среду попадает больше трибутилолова. (7, 8)

Новые места обитания

Коралловые рифы и леса водорослей изобилуют морской жизнью, отчасти из-за их сложных ландшафтов. По сравнению с районами с песчаным дном, рифы и леса водорослей предоставляют множество укромных уголков, где морские обитатели могут жить и укрываться. Обломки кораблей могут оказать аналогичное влияние на подводный мир, добавив новые постройки для обитания морских обитателей.

Выгоды, которые кораблекрушение может принести морской среде, во многом зависят от того, где корабль тонет, и от его состава. Например, в то время как корабли, попадающие при кораблекрушении на вершины существующих рифов, могут нанести ущерб обширным территориям существующей морской среды обитания, кораблекрушение возле существующего рифа может предоставить новую среду обитания для морской флоры и фауны в этом районе. (9)

Помимо создания среды обитания для морской флоры и фауны, затонувшие корабли также могут создать новые места для посещения дайверами. Если дайверы будут посещать затонувшие корабли, а не естественные рифы, рифы и их обитатели могут выиграть. (10)

Кораблекрушение грузового судна Bellucia

Кораблекрушение, полное жизни, с гуасой на переднем плане.

Гуаса плавает вокруг места кораблекрушения.
Stephen Frink / Getty Images

Bellucia, грузовое судно со стальным корпусом, затонуло в 1903 году возле островов Раса у берегов Бразилии после случайного столкновения с рифом. Сегодня судно считается важным районом кормления и нереста рыб и используется местными рыбаками. (11)

Второй корабль со стальным корпусом, Victory 8B, находится недалеко от Bellucia, но затонул в 2003 году. В отличие от Bellucia, Victory 8B был намеренно затоплен, чтобы создать среду обитания. Корабль был разобран перед тем, как он затонул, что позволило уничтожить практически все материалы на борту, которые могли нанести вред морской жизни.

Несмотря на то, что судно Bellucia затонуло за 100 лет до затопления Victory 8B, исследование 2013 года, в котором сравнивалось разнообразие рыб в двух местах затонувших кораблей с близлежащими экосистемами естественных рифов, не показало, что ни на одном из затонувших кораблей нет такого разнообразия рыб, как у естественных рифов. Исследование показало, что даже затонувший корабль столетней давности не может обеспечить среду обитания такого же качества, как и гораздо более старые рифы. Хотя вполне возможно, что и Bellucia, и Victory 8B продолжат поддерживать большее разнообразие морской жизни с течением времени, создание искусственных рифов в результате кораблекрушений не могут быстро заменить утрату естественных рифов. (12)

Treehugger