«Автомобили не избирательны в том, каких животных они убивают».

Занзибарский красный колобус Кирка крупным планом

Manoj Shah / Getty Images

Лежачие полицейские спасают жизни находящихся под угрозой исчезновения занзибарских красных колобусов Кирка, одного из самых редких приматов Африки. Согласно новому исследованию, после установки четырех лежачих полицейских вдоль дороги, пересекающей национальный парк Джозани-Чвака-Бэй на архипелаге Занзибар, количество колобусов, убитых транспортными средствами, резко снизилось (1).

Дороги влияют на дикую природу по-разному. Когда они впервые построены, они могут нарушить среду обитания, а позже они могут нести ответственность за столкновения транспортных средств, когда животные пытаются их пересечь.

Машины могут стать опаснее хищников.

«Автомобили не избирательны в отношении животных, которых они убивают,» – говорится в заявлении ведущего автора исследования и директора проекта «Красный колобус Занзибара», приматолога Александра Георгиева. «Это означает, что, хотя естественные хищники могут чаще нападать на очень молодых и старых, автомобили с одинаковой вероятностью убивают репродуктивно активных молодых взрослых обезьян, которые внесут наибольший вклад в рост популяции. И это может быть проблемой.» (2)

Занзибарский красный колобус Кирка (Piliocolobus kirkii) классифицируется Международным союзом охраны природы (МСОП) как находящийся под угрозой исчезновения. Он встречается только на архипелаге Занзибар, и около половины популяции этого вида обитает в национальном парке Джозани-Чвака-Бэй (3, 4).

«Главная дорога проходит через национальный парк Джозани, где несколько групп занзибарских красных колобусов привыкли к туризму,» – говорит соавтор исследования Тим Давенпорт, директор по сохранению видов и науки в Африке Общества охраны природы (WCS).

«Эти животные также привыкли собирать пищу за пределами парка, отчасти потому, что качество леса ухудшилось. В результате они переходят дорогу, многие умирают, поэтому мы хотели оценить это количественно и найти решения.»

Когда в 1996 году на дороге было восстановлено покрытие, автомобили стали двигаться быстрее, и гибель животных на дорогах стала более распространенным явлением. По оценкам сотрудников национального парка в то время, в среднем один занзибарский красный колобус погибал каждые две-три недели из-за дорожного движения (1).

Одно исследование того времени показало, что из примерно 150 колобусов, оказавшихся на дороге, от 12% до 17% ежегодно погибали в результате дорожно-транспортных происшествий (1).

После установки четырех лежачих полицейских число смертельных случаев на дорогах с колобусами снизилось примерно до одного каждые шесть недель (5).

«Транспортные средства, особенно туристические автомобили и такси, были вынуждены замедлить ход, и поэтому уровень смертности снизился,» – говорит Давенпорт.

Влияние лежачих полицейских

Занзибарский красный колобус Кирка

Занзибарский красный колобус Кирка
Тим Дэвенпорт

Для исследования исследователи полагались на сотрудников, работающих в штаб-квартире парка, которые приезжали из близлежащих деревень по главной дороге. Они сообщили о семи видах гибели животных на дороге, включая прыгунчиковых, крыс, белок и пушистохвостых мангустов, хотя они с большей вероятностью заметили колобусов, чем более мелких животных (5).

«Другие виды также пересекают дорогу, такие как прыгунчиковые, белогрудые мартышки и т. д., но не в такой степени, и, похоже, они не так сильно поражаются,» – говорит Давенпорт.

Сотрудники также следили за животными на участке дороги возле штаб-квартиры, в то время как в течение дня вели группы туристов. Представители общественности также сообщили о мертвых животных сотрудникам парка. И снова исследователи выявили, что люди чаще сообщали о мертвых колобусах, чем о более мелких видах (5).

Основываясь на этих отчетах, описаниях и местах, исследователи смогли оценить более низкий уровень смертности в период исследования с 2016 по 2019 год. Они обнаружили, что единичные  смертельные случаи колобусов на дороге происходили почти каждые шесть недель, с расчетным ежегодным снижением смертности от 1,77% до 3,24% (5).

Результаты были опубликованы в научном журнале Oryx – The International Journal of Conservation (6).

Хотя лежачие полицейские, безусловно, оказали влияние, из-за недостаточного содержания дороги теперь они нуждаются в модернизации, говорит Давенпорт. Необходимо установить новые, чтобы они могли продолжать работать.

По его словам, выводы о сохранении на основе результатов довольно просты.

«Как правило, эта наука так важна для определения, количественной оценки и понимания проблем сохранения природы и поиска их решений,» – говорит Давенпорт.

«В частности, эти меры, которые замедляют движение транспортных средств в этой области, оказывают положительное влияние на сохранение очень редкого вида приматов, и мы можем и теперь будем пытаться использовать это, а также контролировать его.»

Источник