Человеческая рука держит глобус

Родольфо Парулан младший / Getty Images

Антропоцентризм – это идея, что люди являются наиболее значительными или центральными сущностями на Земле. Слово происходит от двух древнегреческих слов: anthrōpos – «человек», и kéntron – «центр». С антропоцентрической точки зрения все существа и объекты имеют достоинства только постольку, поскольку они способствуют выживанию и удовольствию человека. (1)

Как и в случае маломасштабной и крупномасштабной человеческой жадности, слепой антропоцентризм подтолкнул к изменению климата, истощению озонового слоя, разрушению тропических лесов, отравлению воды и воздуха, высокому темпу вымирания видов, обилию лесных пожаров, сокращению биоразнообразия и создал многие другие экологические кризисы во всем мире.

Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что антропоцентризм – это не всегда плохо. В действительности, межпоколенческий подход может дать этически обоснованные коммуникационные стратегии, которые работают на благо окружающей среды. Меры, принятые сегодня для защиты интересов и качества жизни людей завтрашнего дня, могут принести пользу окружающей среде сейчас и в будущем.

Основы антропоцентризма

Антропоцентризм – это идея о том, что люди являются наиболее значительными существами на Земле и что все другие растения, животные и объекты важны только постольку, поскольку они поддерживают выживание человека или доставляют людям удовольствие.

Антропоцентризм вызвал ужасающее множество глобальных экологических проблем. Несмотря на это, когда он вдохновляет людей сохранять и обогащать окружающую среду на благо будущих поколений людей, он может быть силой добра.

Антропоморфизм (представление животных, растений и даже предметов как имеющих человеческие характеристики) является ответвлением антропоцентризма. Его умелое использование может помочь организациям и активистам наладить эффективную коммуникацию в защиту окружающей среды. Даже в этом случае его, вероятно, следует использовать с осторожностью.

Корни антропоцентризма

В своей знаменательной книге 1859 года «Происхождение видов» Чарльз Дарвин утверждал, что в своей борьбе за выживание каждое существо на Земле считает себя и свое потомство на вершине цепи того, что имеет непосредственное значение.

Люди являются животными, и с середины двадцатого века исследования альтруизма животных – личных жертвоприношений, приносимых одним животным ради блага других – предполагают, что многие животные наделяют особый статус не только себе и своим потомкам, но и представителям своего собственного вида, в основном.

«Сородичи» – это термин, который ученые используют для обозначения «представителей одного вида». Среди многих примеров альтруизма животных, не относящихся к человеку, мангусты приносят пищу и воду пожилым и больным сородичам. Шимпанзе делятся пищей с сородичами и людьми, их близкими генетическими родственниками. Летучие мыши-вампиры изрыгивают кровь, чтобы разделить трапезу с сородичами, которые не нашли еды в тот день. (2, 3, 4)

Пара мангустов

Виктор Ейсак / Getty Images

Многие менее умные животные также предпочитают сородичей. Во время голода некоторые амебы (микроскопические одноклеточные организмы) соединяются с аналогами в многоклеточное тело, более способное к размножению, чем если бы они были отдельны. (5)

По крайней мере одно растение способствует жизни с сородичами. Растения вида Агератина железистая (Eupatorium adenophora) – цветущий сорняк, произрастающий в Мексике и Центральной Америке – предпочитают расти рядом с сородичами. Все это предполагает закономерность: в то время как люди антропоцентричны, Eupatorium adenophora ориентированы на Eupatorium adenophora. Мангусты ориентированы на мангустов. Амебы могут быть ориентированы на амеб. И так далее. (6)

Каким бы фундаментальным ни было «заполнение пробелов центризма» во всей природе, рассказы о сотворении, включенные в тексты различных религий, могли усилить врожденную склонность человека к проблеме для планеты. (7)

В «Энциклопедии психологии и религии» антрополог из Университета Пердью Стейси Энслоу отметила, что «христианство, иудаизм и ислам – религии, которые, как считается, имеют сильную антропоцентрическую точку зрения».

С экологической точки зрения, это религиозное усиление антропоцентризма может быть хорошим и полезным – пока люди помнят, что «господство» подразумевает как право эксплуатировать, так и ответственность защищать и сохранять.

Антропоцентризм встречается с энвайронментализмом

Рэйчел Карсон смотрит в микроскоп

Рэйчел Карсон смотрит в микроскоп.
Джордж Ринхарт / Corbis / Getty Images

В 1962 году книга Рэйчел Карсон «Тихая весна» показала, как неустанные усилия по подчинению природы для корпоративной и частной выгоды привели к исчезновению многих видов растений и животных. Книга настолько опозорила людей за то, что они «воюют с окружающей средой», что положила начало современному экологическому движению.

Выступая 4 июня 1963 года по приглашению подкомитета Сената, Карсон, которая входит в число самых известных экологов мира, ловко превратила вредный для окружающей среды антропоцентризм, который она задокументировала, в защиту окружающей среды. Она призвала подкомитет действовать не только из заботы о Земле, но и от имени людей, которые полагаются на щедрость Земли. (8)

«Загрязнение окружающей среды вредными веществами – одна из главных проблем современной жизни. Мир воздуха, воды и почвы поддерживает не только сотни тысяч видов животных и растений, он поддерживает самого человека. В прошлом мы часто игнорировали этот факт. Теперь мы получаем резкие напоминания о том, что наши неосторожные и разрушительные действия входят в обширные земные циклы и со временем возвращаются, чтобы нести опасность для нас самих».

С помощью таких фраз, как «навлечь на себя опасность», Карсон успешно превратила антропоцентризм в дубину, с помощью которой можно было бороться с созданными им проблемами.

«Зеленый маркетинг» через антропоморфизм

Согласно Merriam-Webster.com, антропоморфизм (от древнегреческого anthrōpos – «человек» и morphē – «форма») означает «интерпретацию того, что не является человеческим или личным, с точки зрения человеческих или личных характеристик».

В общем, антропоморфизм может работать рука об руку с антропоцентризмом, создавая «зеленый» маркетинг. Вспомните Медведя Смоки и его дружеские предупреждения о лесных пожарах. В 1944 году Совет по рекламе заключил пари, что антропоморфизм сделает послание Лесной службы США незабываемым. Семьдесят семь лет спустя эта ставка все еще окупается.

«Эффект Бэмби»

Олень и кролики перед кинопроекцией из фильма Бэмби

Ник Пиклз / Getty Images

Независимо от того, был ли Уолт Дисней защитником окружающей среды или нет, он был, пожалуй, самым успешным приверженцем антропоморфизма, что вызывало по крайней мере некоторые экологические настроения.

Оригинальная сказка «Бэмби» была написана австрийским писателем Феликсом Зальтеном (псевдоним венского литературного критика Зигмунда Зальцмана) и опубликована как роман в 1923 году. Сегодня «Бэмби» Зальтена широко цитируется как первый экологический роман. Но даже в этом случае не все животные леса Зальтена были милыми. В действительности, они преследовали и ели друг друга.

Почти 20 лет спустя адаптация Уолта Диснея «Бэмби» изображает молодого белохвостого оленя и всех его друзей-животных неизменно очаровательными. У некоторых были длинные, сверхъестественно человеческие ресницы. Все испытывали друг к другу непреходящую привязанность. Только невиданный персонаж «Человек» был бессердечен и способен на убийство. Там, где животные в фильме казались похожими на людей, Человек был почти нечеловеческим разрушителем невинности и веселья.

По-прежнему ходят необоснованные слухи о том, что изображение Диснеем человека было основано на его ненависти к охотникам и охоте. Даже если эти слухи когда-нибудь подтвердятся, вероятно, будет сложно назвать Диснея экологическим активистом любого рода. В самом деле, он мог зайти в антропоморфизме так далеко, что перебил намеченный вывод из романа Зальтена.

Защита окружающей среды требует понимания того, что большая часть животного мира состоит из едоков и съедаемых. Когда вокруг мало едоков, популяции любых «съедаемых» видов могут стать слишком многочисленными, чтобы их могла поддерживать среда обитания.

Люди («едоки») всегда охотились, и мы издавна ели оленину. В 1924 году, обеспокоенный избыточной популяцией оленей в Висконсине, один из первых защитников окружающей среды Альдо Леопольд призвал штат реформировать правила охоты. В то время как законы штата ограничивают охотников стрельбой по оленям, сохраняя при этом самок и молодых самцов, Леопольд утверждал, что охотники должны щадить крупных самцов и стрелять в самок и неполовозрелых самцов оленей, тем самым быстро и гуманно прореживая стада. Законодатели не стали бы этого делать. Через год после выхода Бэмби они, возможно, опасались гнева избирателей, если они примут закон, который поставит под прицел реальных оленят и их мам.

Современное антропоморфное мифотворчество

Между тем, антропоморфизм жив и процветает, и его используют маркетологи, работающие на организации, надеющиеся сохранить здоровье окружающей среды. Их подход хорошо подтверждается исследованиями.

Эффект человеческих глаз

В публикации в рецензируемом журнале Frontiers in Psychology китайские исследователи сообщили, что размещение изображений человеческих глаз на «зеленых» продуктах побуждает потенциальных потребителей предпочитать их. (9)

Мангровые заросли и сумка для покупок с человеческими качествами

Как описано в рецензируемом журнале DLSU Business & Economics Review, исследователи из Индонезийского католического университета Атма Джая провели два исследования влияния антропоморфизма на поведение потребителей. (10)

Первое исследование оценивало, может ли придание мангровым деревьям человеческих черт и атрибутов помогать движениям по спасению деревьев. Было создано четыре печатных объявления. В двух из этих объявлений текст пояснял, что 40% мангровых зарослей в Индонезии погибло в результате деятельности человека и что мангровые заросли защищают береговую линию от цунами.

В каждом из двух других объявлений персонаж по имени Дядя Мангров обращался с призывом. В одном Дядя Мангров был высоким, сильным, крепким и добросердечным деревом. В другом он плакал и умолял о помощи.

Участников исследования больше убедили две рекламы Дядя Мангров, чем две рекламы с очевидными фактами.

Во втором исследовании католического университета Атма Джая исследователи наделили анимированную сумку для покупок человеческими глазами, ртом, руками и ногами. Сумка с человеческими чертами – это больше, чем обычная сумка для покупок, она убедила участников, что они должны брать с собой сумку при совершении покупок, чтобы не полагаться на одноразовый пластик.

Вина ведет к действию

В рецензируемом журнале Sustainability ученые из Университета науки и технологий Гонконга сообщили о результатах трех основанных на опросах исследований, в которых изучалась связь между антропоморфизмом и позитивным воздействием на окружающую среду. (11)

Исследователи последовательно обнаружили, что участники исследования, которые «рассматривают природу с точки зрения антропоморфизма, с большей вероятностью будут чувствовать себя виноватыми за ухудшение состояния окружающей среды, и они предпримут больше шагов в направлении экологических действий».

Обратная сторона антропоморфизма в маркетинге

Морда милого енота крупным планом

toos / Getty Images

Использование антропоморфизма для противодействия ужасным последствиям антропоцентризма может иметь недостатки. Как широко отмечается в научной литературе, наделение одного вида в регионе человеческими чертами может привести к его спасению за счет менее привлекательных, но, возможно, более экологически важных видов. Это может даже отвлечь ресурсы от всего взаимодействия уязвимых природных ресурсов региона.

Иногда результаты антропоморфизма просто катастрофичны. Например, в 1970-х годах из японского сериала мультфильмов, изображающего симпатичного, полностью антропоморфизированного енота по имени Плут, в Японию ввозилось около 1500 енотов в месяц для использования в качестве домашних питомцев.

Настоящие еноты не обязательно милые и приятные. Они могут быть злобными, а их зубы и когти внушают страх. Как описано в The Smithsonian, разочаровавшиеся семьи в Японии выпустили своих енотов в дикую природу, где они так успешно размножались, что правительству пришлось внедрить дорогостоящую общенациональную программу искоренения. Это не увенчалось успехом. В настоящее время еноты живут в Японии как инвазивный вид, разнося мусор и нанося ущерб посевам и храмам. (12)

Последний пример антропоморфизма

Конечным в антропоморфизме может быть идея о том, что системы Земли вместе составляют разумное существо, которое поддерживает благоприятные условия для жизни на Земле. Эта концепция была разработана в 1970-х эксцентричным британским химиком и ученым-климатологом Джеймсом Лавлоком, который усовершенствовал свои идеи в сотрудничестве с американским микробиологом Линн Маргулис. Они изобразили живое существо в виде матери и назвали ее «Гайей» в честь древнегреческого божества, которое было олицетворением Земли. (13)

На протяжении многих лет ученые во многих дисциплинах соглашались с Лавлоком и Маргулис в том, что системы Земли иногда очень хорошо поддерживают друг друга в здоровом равновесии. Но иногда регулирующая работа, которую они выполняют, совсем не хороша. Между тем, ни один ученый не представил убедительных доказательств существования интеллекта, подобного Гайе. По большому счету, гипотеза Гайи поддерживается не учеными.

Очевидная нормальность антропоцентризма и антропоморфизма предполагает, что громкие оплакивания склонности людей высоко ценить себя и видеть себя на протяжении всего творения не являются целесообразным способом спасти окружающую среду от ее нынешнего, вызванного человеком состояния опасности. С другой стороны, использование антропоморфизма как «зеленого» инструмента против слепого антропоцентризма могло бы помочь.

Treehugger